понедельник, 1 марта 2010 г.

Задачи методической службы школы

Задачи методической службы школы.
1. Организация систематической профессиональной подготовки педагогических кадров.
2. Анализ эффективности работы школы, определение проблем, тем, целей и задач на ближайший период и на перспективу.
3. Создание необходимых условий для обеспечения внедрения личностно ориентированных технологий, для информатизации УВП.
4. Обобщение педагогического опыта.


«Учитель живёт до тех пор, пока он учится. Как только он перестаёт учиться, в нём умирает учитель». (К.Д. Ушинский)

Назначение методической службы школы на современном этапе.

 
Основное назначение методической службы школы на современном этапе связано с созданием условий для адаптации, становления, развития и саморазвития педагогических работников на основе выявления их индивидуальных особенностей и состоит в следующем:
- Обеспечение реализации Программы развития школы;
- Удовлетворение образовательных потребностей педагогических работников;
- Выявление, оформление и сопровождение педагогического опыта.
Отсюда следуют ЗАДАЧИ методической работы:1. Формирование инновационной направленности в деятельности педколлектива школы, проявляющейся в систематическом изучении, обобщении и распространении педагогического опыта, в работе по внедрению достижений педагогической науки.
2. Повышение уровня теоретической (предметной), психолого-педагогической подготовки учителей.
3. Организация работы по изучению новых образовательных программ, вариантов учебных планов, изменений в государственных образовательных стандартах.
4. Обогащение новыми педагогическими технологиями, формами и методами обучения и воспитания.
5. Организация работы по изучению нормативных документов.
6. Оказание научно-методической помощи учителям на диагностической индивидуальной и дифференцируемой основе.
7. Оказание консультативной помощи учителям в организации педагогического самообразования.
8. Повышение общей педагогической культуры учителя.
Характеристика компонентов системы методической работы с педагогическими кадрами в школе.
1. Тематический педсовет.

Тематический педсовет находится на вершине системы методической работы школы, что представляется вполне закономерным, если учесть его роль в жизни школы. Тематические педсоветы проводятся 1 раз в полугодие и определяют стратегию и тактику работы педколлектива, направленную на повышение уровня учебно-воспитательного процесса.
2. Школьный методический кабинет (ШМК).
Школьный методический кабинет является центром работы в школе. Основными задачами ШМК являются следующие:
1. Организация систематической профессиональной подготовки педагогических кадров.
2. Анализ эффективности работы школы, определение проблем, цели, задач на ближайший период и на перспективу.
3. Создание необходимых условий для обеспечения внедрения педагогических технологий, реализации Программы развития школы.
4. Обобщение передового педагогического опыта учителей.
В ШМК имеются следующие материалы:
- план работы школы на учебный год;
- образовательная программа школы;
- Программа развития школы;
- план работы МО;
- методические материалы, разработанные учителями школы (разработки уроков, внеклассных мероприятий);
- материалы по аттестации учителей;
- материалы по экзаменам и итоговым проверочным работам;
- папки с материалами по учителям;
- олимпиады по предметам и материалы школьного интеллектуального марафона;
- учебно-методическая литература в помощь учителю.
3. Методический совет.
Методический совет руководит деятельностью ШМК. Цель деятельности методического совета – организация и координация методического обеспечения учебно-воспитательного процесса, методической учёбы педагогических кадров. В его состав входят руководители школьных методических объединений и заместитель директора по УВР.
В течение последних лет методсовет вёл свою работу по следующим направлениям:
- создание условий для роста педагогического и методического мастерства учителей;
- координация работы ШМО;
- диагностика профессиональной деятельности учителей.
4. Школьные методические объединения.
Главной структурой, организующей методическую работу учителей-предметников и классных руководителей, является методическое объединение (МО). Это коллективный орган школы, способствующий повышению профессиональной мотивации, методической культуры учителей и развитию их творческого потенциала.
В нашей школе работают цикловые МО:
- МО учителей гуманитарного цикла;
- МО учителей естественно-математического цикла;
- МО учителей начальных классов;
- МО классных руководителей.
Планирование работы ШМО строится на основании задач, вытекающих из оценки школы, методического объединения, из проблемных полей деятельности всех методических подразделений, вытекающих из анализа результативности работы за предыдущий год.
Формы организации и проведения ШМО могут быть следующими:
- лекция;
- теоретический семинар;
- семинар-практикум;
- творческая дискуссия;
- гостиная;
- час коллективного творчества;
- деловая игра;
- методический КВН;
- ярмарка методических идей;
- методический тренинг;
- встреча за круглым столом.
В ходе работы могут проводиться объединённые заседания ШМО.
В рамках работы ШМО предусматриваются домашние задания учителям. Они могут быть такими:
- моделирование урока (целиком или фрагментарно);
- разработка системы уроков по теме или курсу;
- разработка спецкурса, программы исследования по определённой теме;
- подбор литературы по определённой теме, курсу, проблеме;
- составление контрольных материалов, тестов;
- составление и защита опорных схем, памяток, дидактического материала;
- разработка планов кружков, сценариев внеклассных мероприятий по предмету, курсов по выбору;
- посещение уроков, внеклассных мероприятий с последующим анализом;
- представление собственного опыта работы по теме, проблеме;
- работа над темой по самообразованию;
- подготовка докладов по определённой проблеме;
- подготовка презентаций по изученной теме, проблеме;
- защита собственных достижений в рамках собственного исследования;
- творческий отчёт по определённой теме или в рамках единой методической темы;
- демонстрация материалов по подготовке к обобщению ППО.
В рамках ШМО организуется самообразование учителей. Этот компонент занимает особое место в нашей системе методической работы и в обеспечении её целостности. Психологи установили : только те знания становятся убеждение человека, которые им самостоятельно обдуманы и пережиты. И если первичное восприятие знаний может быть фронтальным и групповым, то последующая работа должна быть индивидуальной, и осуществляться она должна в тех объёме и темпе, которые необходимы каждой личности. А это возможно только в условиях самостоятельной образовательной деятельности. Организовать же её эффективнее всего можно в рамках ШМО: на заседаниях ШМО учитель отчитывается о проделанной работе по самообразованию, представляя итоги в различной форме: доклады, открытые уроки, творческие отчёты. Всё это планируется заранее и контролируется руководителем ШМО.
Самообразование учителей пронизывает все компоненты системы методической работы, обеспечивая более высокий уровень их функционирования, поэтому оно является системообразующим компонентом.

5. Методическая конференция.
Методическая конференция проводится один раз в конце учебного года. Она является завершающим звеном методической работы в школе. На ней проводятся итоги работы ШМО и учителей-предметников, не входящих в состав ШМО. Главной задачей методической конференции является активизация творческого потенциала коллектива в целом и отдельных учителей.
Материалы методической конференции оформляются в ШМК, идеи и предложения рассматриваются на педсовете в следующем году.

Комментариев нет:

Отправить комментарий