1. Как
облегчить адаптацию ребенка к школе
Очень сложным для первоклассников является период
адаптации к школе. В адаптационный период некоторые дети очень шумны, кричат,
без удержу носятся по коридору, на уроках часто отвлекаются, с учителем ведут
себя довольно развязно, другие наоборот зажаты, скованы, излишне робки,
стараются держаться незаметно, смущаются, когда к ним обращается учитель, при
малейшей неудаче или замечании плачут, у некоторых детей нарушается сон,
аппетит, они становятся очень капризны, вдруг возрастает интерес к играм,
игрушкам. Большинство детей адаптируется к школе достаточно быстро, однако
есть первоклассники, у которых этот процесс сильно затягивается, а у некоторых
полноценной адаптации на первом году обучения так и не происходит (следует
иметь в виду, что это может происходить на фоне хорошей успеваемости). Такие
дети часто и долго болеют, причем болезни носят психосоматический.характер;
эти дети составляют «группу риска» с точки зрения возникновения школьного
невроза. Дети с затянутым периодом адаптации нуждаются в особом внимании.
Обычно в таких случаях психолог оказывает
консультативную помощь учителям и родителям в понимании причин и поиске таких
приемов и способов воспитательной работы, которые помогли бы ребенку лучше приспособиться
к школе.
Некоторые дети невеселы уже по утрам, выглядят
переутомленными, у них появляются головные боли и боли в области живота. Часто
у таких детей нарушается сон. Страх перед предстоящей работой в классе
настолько велик, что ребенок в решающие дни совсем не может идти в школу. У
него по утрам развивается рвота. Что же в таком случае должны делать родители?
2.
Практические советы
Совет 1.
Оптимальной для первоклассников считается
продолжительность сна 12 часов в сутки. Надо помнить, что во сне организм не
только отдыхает. В это время происходит активная обработка информации,
полученной во время бодрствова ния. Этот сложный и очень важный процесс
возможен лишь тогда, когда сон спокойный, полноценный, непрерывистый. Чтобы
быстро и хорошо засыпать, надо ложиться всегда в одно и то же время. Вставать
надо не позднее семи часов, даже если занятия в школе проходят во вторую смену.
Совет 2.
Установлено, что работоспособность школьника, как и всех остальных.
подчинена закону ритмических колебаний и на протяжении дня не остается однаковой. Наибольший подъем отмечается с 8 до
11 часов. Потом она понемногу падает, заметно снижаясь к 14 часам.
Во второй половине дня начинается новый подъем, и до
18-19 часов работоспособность остается довольно высокой. Поэтому мы и советуем
школьникам, занимающимся во вторую смену, вставать рано и готовить уроки
утром, а тем, кто учится в первую смену, садиться за книги сразу через 1 час
после школы пли после обеда.
Совет 3.
Начинать
уроки надо с предметов средней трудности. Какое-то время уйдет на период
врабатываемости, то есть па наступление максимальной восприимчивости памяти,
сосредоточенности. Потом следует взяться за трудные предметы, и легкие надо
оставить напоследок. Какой предмет считать трудным - каждый должен решать сам.
Мало
толку будет, если пытаться приготовить все уроки быстро, без перерыва. Столь
быстро усвоенные сведения столь же быстро улетучиваются из памяти.
Совет 4.
После каждых 40-50 минут занятий
надо устаивать 10-минутные перерывы, во время которых лучше сделать несколько
гимнастических упражнений или не тяжелую
домашнюю работу.
Чтобы работа была более
эффективна, надо садиться за уроки в одно и то же время.
Совет 5.
В
рационе питания ребенка должно быть:
1.
За 2 часа до сна полезен салат: яблоко, морковь, капуста, зелень,
подсолнечное масло.
Выпить за 30 минут до сна стакан теплого молока.
2.
Утром к завтраку - фруктовый салат: яблоко, морковь, изюм, орех, курага, лимон, апельсин, банан,
киви, мед. Чай с шиповником, пустырником.
Проявление
школьной дезадаптации
Формы дезодаптации
|
Причины
|
Коррекция
|
||
неспособность
к предмет-, ной стороне учебной деятельности
неспособность
произвольно управлять своим поведением
неспособность
принять |темы
школьной жизни!
школьный невроз
|
недостаточное
интеллектуальное и психомоторное развитие ребенка, отсутствие должной помощи со стороны взрослых
неправильное
воспитание в семье (отсутствие внешних норм, ограничений);
игнорирование
взрослыми
особенностей детей
ребенок
не может выйти за
границы семейной общности
|
беседы для установления причин затруднений ребенка
анализ отношений взрослых с ребенком, их коррекция
определение
оптимальной нагрузки,
консультации с
врачом ( соматическая
ослабленность, задержка
в развитии , слабый тип нервной системы
)
консультации
психолога. Анализ
поведения родителей, которые используют ребенка в своих интересах
|
||
Возникшая в начальной школе дезадаптация не исчезает с
возрастом , а
превращается в комплексы, которые с возрастом становятся не лучшими чертами характера. Своевременное
их преодоление требует активного взаимодействия школы , родителей и ребенка , определенного
мужества от взрослых вовремя признать
свои ошибки во благо своего ребенка.
Начальное обучение - это старт сознательной
жизни в мир взрослых, и от его успешности зависит , кем станет ребенок и каким
он станет.
Комментариев нет:
Отправить комментарий